Некоторое охлаждение, которое наблюдается сегодня во многих церквах, заставляет нас задуматься о всестороннем обновлении духовного видения в изменившихся условиях. Наступило время поиска новых путей духовного движения Церкви, но далеко не каждая община устами своего пастора может заявить: «Я знаю, куда идти, и нет ни малейшего сомнения, что этот путь указан Богом».
Попытки оживить церковную жизнь предпринимаются самые разнообразные: активизация благотворительной деятельности, подталкивание людей разного рода административными методами, уговаривание «обленившихся» святых, обращение к их совести, настойчивые напоминания о церковном долге, - одним словом, весь набор советских «воспитательных мер».
Однако, такие, порой просто титанические усилия, как и в «старые добрые времена» желаемых результатов не приносят. Вместо этого, все чаще встречаем уставших служителей. Одни разочарованы людьми: дескать, не повезло мне с паствой, другие - собой: такой вот я не благословенный, не слышу голоса Божьего, не знаю воли Его. Отсутствие яркой духовной перспективы отрицательно влияет и на рядовых верующих: они либо превращаются в воскресных прихожан, либо начинают бегать по другим церквам в поисках утоления духовной жажды.
А между тем, проблема видения не является настолько сложной. Оказывается, стоит нам только занять перед Господом правильную, евангельскую позицию, как намерения Божьи относительно нас перестают быть глубокой тайной.
Первое и самое главное: нужно прекратить попытки активизировать внутреннюю духовную жизнь церкви при помощи внешних, плотских методов воздействия. Наша внешняя активность должна напрямую зависеть и целиком определяться степенью внутреннего духовного подъема, а не наоборот, как это наблюдается во многих общинах. Если мы наберемся терпения и оставим на некоторое время наши грандиозные проекты (которые и так, возможно, основательно зависли) и перенесем внимание на внутренние дела церкви, то Бог через некоторое время благословит и наши любимые запланированные программы.
Видение путей внутреннего движения к совершенству церкви отсутствует только у тех, кто не послушен Богу и не желает жить по Евангелию. Потому что если бы для получения видения нужен был какой-то особый духовный талант или какие-то чрезвычайные откровения, то Церковь Христова давно превратилась бы в объединение кружков «по философским интересам». Но этого не случилось, мы видим вокруг себя хотя и не так много, но достаточное количество общин, которые, успешно переживая глубокую внутреннюю трансформацию, имеют очевидные духовные плоды.
Чтобы решить эту задачу, давайте зададим себе простой, но весьма важный вопрос: какое самое главное, самое большое задание на всю свою христианскую жизнь получает каждая без исключения душа, приходя к Богу? Вот ответ Самого Господа: «Ищите лица Моего!» (Пс. 26:8). Нет для христианина более глобального задания, нет лучшей цели, чем постоянное приближение к Богу. Если эта заповедь кажется кому-то слишком общей, то приведу еще одно место Писания. Иисус говорит то же самое, но иными словами: «Пребывайте во Мне, и Я в вас» (Ин. 15:4). Или еще конкретнее: «Пребудьте в любви Моей» (Ин. 15:9), «Пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1Ин. 4:16). Так понятно и так просто. Ведь «Бог есть любовь».
Искать лица Божьего не значит закончить еще один колледж, прослушать еще два семинара, посетить еще три конференции. Мы и так очень много знаем о Боге. Искать лица Его - значит искать с Ним живого, непосредственного общения, узнать Его лицом к лицу, в личных взаимоотношениях. Если мы хотим приблизиться к Богу, минуя каналы любви, то боюсь, что мы нарастим только наши интеллектуальные приобретения, а это сокровище, хоть и большое, но земное.
Таким образом, умножение любви Божьей в сердце каждого верующего, в коллективном сердце Тела Христова является столбовой дорогой и единственно правильным направлением церковного видения. Есть у евангелистов прекрасное правило: всякая проповедь для грешников должна вести их к покаянию. Если этого нет - труд напрасен. Так же и проповедникам в церкви хорошо бы руководствоваться правилом: всякая проповедь должна указывать путь к умножению Божьей любви.
Можно много и блестяще говорить о том, как получить от Бога просимое, и люди будут слушать с огромным интересом, и кое-чему учиться, и кое-что получать, и вместе с этим «просимым» примут они незаметно и дух потребительства. Потому что не сказал им никто, что между Богом и человеком есть уровень отношений более высокий, чем «дай» - «возьми».
Можно (и нужно) много проповедовать о вере, ведь именно ею живет святая душа, можно с успехом обучать людей разным тонкостям ее приумножения и укрепления, но если мы не научили верующих, как сочетать свою веру с любовью, то мы просто вели их в пустоту.
Можно годами красиво и глубоко рассказывать с кафедры о страхе Божьем, смирении, жертвенности, силе, мудрости, святости и т.д. и т.п., не поставив служение в церкви практически на прочное основание живых отношений с Богом. Результат от этих проповедей будет не больше, чем от праздничных фейерверков.
Речь идет не об искусственном ограничении наших духовных интересов, а о том, чтобы в нем был евангельский стержень, единая ось, вокруг которой могло бы вращаться все, чего наша душа пожелает. Если хотите, общий дух церковной общины должен быть духом любви. Наполнив в постоянных глубоких молитвах сосуды наших сердец небесным елеем, мы понесем его грешникам, понесем бедным и больным, бездомным детям, одиноким старикам.
Любовь Божья это Сам Дух Божий. Вы принесете Его и пойдете домой отдыхать, а Он еще долго будет трудиться в бурном житейском море, делая то, что мы, люди, и представить себе не могли.
Странно, что мы не замечаем серьезных предупреждений, которые делает Евангелие тем, кто ищет смысла своей христианской жизни где-то на обочине, в стороне от главного пути. «Кто не любит, тот не познал Бога» (1Ин 4:8), «Имеющий Сына Божия имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни» (1Ин. 5:12), «Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет» (Ин. 15:6). Давайте, посмотрим открытым, нелукавым взглядом: как много сегодня давно увядших церквей, как много «усохших» верующих, которые по причине неведения своего считают, что пребывают на Божьей лозе. Посмотрим и на себя!
Относительно великих наших стремлений и достижений апостол Павел высказался таким образом: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1Кор.13:1-3). Что самое удивительное: оказывается, все эти огромные духовные достижения могут существовать и «успешно» практиковаться без любви. Это-то нас и ослепляет. Поднявшись на какой-то десяток шагов по Божьей тропе, спешим сказать: вот мы уже имеем, вот мы уже достигли, это дал нам Бог, значит, все у нас о»кей! На самом же деле - нет! Все наши грандиозные проекты, все наши программы, если они не ведут к приумножению в сердцах любви, ценны только в человеческих глазах.
Я вовсе не за то, чтобы немедленно свернуть всю внешнюю деятельность, но я за то, чтобы ее перепланировать в направлении самой главной цели. Я за то, чтобы каждый из нас, занимаясь какими угодно христианскими делами, не был ослеплен успехами или надеждами на будущие успехи и всегда цепко держал в поле зрения самую главную цель. Я за то, чтобы каждый из нас, время от времени анализируя свою жизнь, честно ответил себе на вопрос: приумножилась ли в сердце вследствие моего напряженного труда любовь Божия?
Взяв единственно правильное направление, каждый верующий, да и церковь в целом, обязательно встретятся с заповедью: «Достигайте любви» (1Кор.14:1). В других переводах написано: «Стремитесь к любви», «Заботьтесь о приобретении любви». И если мы начнем исполнять эту заповедь, то дальнейшее видение будет открывать нам само служение, показывая впереди все новые и новые путеводные вехи.
В последнюю ночь перед арестом Иисус завершает Свое земное служение молитвой (Ин. 17-1-25): «Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои» (9 ст.). Обратите внимание: Его «нужда» не содержит никаких личных просьб. Он молится о тех, кого полюбил за Свою короткую земную жизнь. Заканчивается молитва словами: «И Я открыл им имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них» (Ин. 17:26).
Он очень хотел, чтобы любовь Его перетекла в нас, наполнила наши сердца во всей Божьей полноте, это открыло бы для Него двери наших душ, чтобы Он поселился там навсегда.
Идти путем любви вовсе не трудно. Трудно сделать первые шаги, выйти из тени, где царит глубокое детское убеждение: у меня все есть. Этим тонким обманом лукавый ослепил множество людей, и они, уступая естественной лени, перестали видеть перспективу в своем христианстве, потеряли из поля зрения вершину, которую Евангелие называет «любовью совершенной» (1Ин. 4:12,17,18). Христиане как бы разучились понимать, что только постоянное наращивание любви может дать им силы для возрастания «в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф. 4:13).
Когда первые капли несотворенного небесного нектара коснутся наших уст, мы уже не сможем остановиться, и никто не сможет возвратить нас назад в пустыню, где тоже как будто было все. Нас уже не потянет в мир, потому что мы познали высшее наслаждение духа, в сравнении с которым все радости безбожного царства не стоят даже взгляда. Люди с радостью будут делать для любимого Господа то, чего не делали, когда Он еще был для них как богатый, но далекий и недоступный родственник. Церковь перестанет аморфно расползаться, а наоборот начнет стягиваться, все больше твердея и укрепляясь, к ядру славы Божьей, которая обязательно возгорится во Святом святых Церкви, во Святом святых каждой отдельной души. И мы начнем, наконец, по-настоящему понимать, что такое истина. Виктор Котовский, ProChurch.info
|