Хорошо и интересно взглянуть на Рождественские события с позиции Иосифа. Мы должны взглянуть на порядок событий, в какой последовательности происходили рождественские события.
Первое что происходило в жизни Иосифа – счастливый день обручения с Марией. Как все обрученные люди, к такому событию относятся как к особенному событию в своей жизни. Это переломный момент в жизни любого человека, в равной степени мужчины или женщины. Обручение это святой, особый момент, это обещание, серьезное намерение, которое не может быть разорвано и с этого дня, с момента обручения жених и невеста ожидают, особого дня – Брака.
Но есть события, которые не подконтрольны человеку. И есть события, в которые человек не может вмешаться. Есть то, что знает Иосиф и то, что Иосифу неизвестно. А неизвестно Иосифу следующее: событие известное нам как Благовещение Марии. Ангел является Марии и сообщает ей о Божественном намерении. Мария ответила Ангелу: «да будет мне по слову твоему». И с этого момента Мария беременна. Знал ли об этом Иосиф? Думаю что нет.
Вскоре после этого, Мария отправляется в город Иудин к родственнице своей – Елисавете, матери Иоанна Крестителя. Евангельское повествование открывает нам, что Мария 3 месяца гостила у Елисаветы и затем вернулась в свой город - Назарет. Расстояние от Назарета, который в Галилее, до города Иудина – не меньше 100 километров. Время которое Иосиф не видел Марию – 3,5-4 месяца.
Придя в Назарет, пришло время для объяснений. Мария беременна и срок беременности не менее трех месяцев. Евангелие об этом говорит очень лаконично: прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого. Легко представить разочарование Иосифа, такое положение вещей глубоко оскорбительно для мужчины – хранящего верность своей возлюбленной. И в этой ситуации проявляется характер Иосифа и Евангелие подчеркивает этот факт: Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Праведность Иосифа выразилась в терпеливости и в неторопливости принятия решения. Причин для гнева у Иосифа было достаточно. В подобных ситуациях мужчины склонны принимать скоропалительные решения, но не праведник Иосиф. Решение его было мудрым - не оглашать (т.е. не выставлять на посмешище, не позорить), а отпустить. Это решение было сложным – но Иосиф принимает именно такое решение.
Далее Евангельское повествование говорит о вмешательстве небожителя в жизнь Иосифа. Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их. Речь Ангела предельно кратка. Ангел не вступает в диалог с Иосифом, только лишь дает повеление, что необходимо теперь делать Иосифу и подтверждает факт о Святом рождении. Для сравнения, беседа Ангела с Марией длилась более продолжительное время. Мы ничего незнаем о переживаниях Марии в этот момент, но я уверен, что в это время Мария глубоко переживала и так же нуждалась в Божественном вмешательстве. Бог приходит вовремя. На следующий день (встав от сна) Иосиф принимает Марию. В этой истории можно поставить точку и ожидать счастливый момент рождества. Но точку в этой истории ставить пока рано. Далее мы узнаем о продолжении этой истории.
Выходит указ о переписи. Для Иосифа и Марии этот указ очень некстати. Приближается время родов, но вместо покоя супруги Иосиф и Мария вынуждены отправиться в путешествие. 120 км. разделяют Назарет и Вифлеем. Причин не исполнить этот указ не существует. Иосиф с Марией отправляются в путь. Цель Вифлеем. Проходит время, и наконец - цель достигнута – они в Вифлееме. И здесь они сталкиваются с новой трудностью – нет подходящего места для остановки. Ясли – вот лучшее место, которое смогли они найти в Вифлееме для рождения первенца. Во всем этом мне трудно представить состояние, которое испытывал Иосиф. В подобной ситуации мужчина способен чувствовать собственную неполноценность. Нет возможности предоставить своей жене лучшее место. Подобные ситуации в семьях часто приводят к раздорам и разногласиям. Жена будет винить мужа, муж будет винить жену. Но во всем этом мы видим согласие между Иосифом и Марией. В ту ночь пастухи на полях Вифлеема услышали приветствие от Ангела: «не бойтесь, я возвещаю вам великую радость…» Для всего мира – радость, но для Иосифа и Марии мало повода для радости. Более того, наступает время скорбей, сколько впереди испытаний и скорбей. Но это впереди.
Через восемь дней над младенцем проводится обряд обрезания и Иосиф нарекает младенцу имя Иисус, как это повелел ему Ангел. Через сорок дней после рождения Иисуса, короткое путешествие в Иерусалим для совершения необходимого по закону Господнему. Там в храме произошла особая встреча с людьми по имени Симеон и Анна. Слова старца Симеона должны были вызвать у Иосифа и Марии некоторую настороженность в отношении их будущего и будущего младенца: «се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий,- и Тебе Самой оружие пройдет душу…» После посещения храма Иосиф и Мария возвращаются в Вифлеем и живут там некоторое время. В это время они уже переселились в дом. В Вифлееме Мария и Иосиф прожили продолжительное время – не менее полутора лет. Жизнь стала налаживаться. Полагаю, что Иосиф нашел для себя работу – необходимо было обеспечивать, заботиться о семье. Налаживалась семейная идиллия. Особое время, когда младенец подрастает, каждый день приносит новые открытия и это радость для родителей. Особенным событием для Иосифа и Марии стало посещение их дома волхвами с востока. Дары, принесенные Волхвами, а так же их посещение еще раз напомнило о событиях предшествовавшие рождению и рождение их сына.
Семейной идиллии неожиданно пришел конец. Ангел Господень вновь нарушает привычный ход вещей. Нельзя думать о том, что встреча с Ангелом серьезное и страшное событие. Как правило, если происходила встреча с ангелом, это было сопряжено со страхом и испугом. Мария, пастухи, и многие другие ветхозаветные личности при встрече с ангелом испытывали страх. Встреча с Ангелом свидетельствовала о необычайности происшествия. Повеление Ангела вновь лаконично и конкретно: «встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его». Отправляться в путь необходимо немедленно. И вновь Иосиф повинуется голосу Господа без промедления и лишних вопросов. Более трехсот километров разделяет Вифлеем и Палестину. Послушание Иосифа вызывает восхищение. В подобной ситуации был ветхозаветный праведник Лот. Но поведение Лота в той ситуации было не образцом для подражания. Лот спорил с Ангелом. В подобной ситуации был и Гедеон. Поведение Гедеона так же не вызывает восхищения. Поведение Иосифа – «Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет…»
В Египте Иосиф и Мария прожили около двух лет. Время достаточно продолжительное. В один день Иосиф вновь слышит призыв от Господа: «встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца». Повеление понятно и Иосиф повинуется как и прежде – «тот час». Вновь триста километров. Приближаясь к Палестине, Иосиф слышит вновь голос Божий – иди в Галилею и это еще около ста километров. Спустя около четырех лет Иосиф и Мария возвратились в свой родной город Назарет.
Об Иосифе мы знаем мало. Знаем так же что Иосиф и Мария каждый год посещали Иерусалим, что Иисус в 12 возрасте вместе с ними ходил так же в Иерусалим. Знаем так же что Иосиф был плотником. Вот такая жизнь обычного человека, праведника, внешне ничем не выделяющаяся от жизни тысяч и миллионов живших в Израиле. Но есть духовная красота, наблюдая которую мы можем восхищаться и быть подражателями таковым.
Наблюдения:
В жизни Иосифа было четыре встречи с Ангелом или четырежды Иосиф получал откровение от Господа. Это больше чем многие другие праведники Ветхого и Нового Завета. Встречу с Ангелом нельзя воспринимать как рядовое событие. Если Бог вмешивается в определенный ход вещей, это свидетельствует об уникальности божественного действия. Встречая подобное библейское описание, мы должны предельно внимательно всмотреться в происходящее. Бог вмешивается в жизнь человечества и это значит, что обычные средства не действуют и необходимо вмешательство Бога. Бог редко вмешивается в жизнь человечества прямым, непосредственным образом. Чаще Бог избирает более естественное управление миром, через управление историей.
Во всех этих четырех эпизодах нетрудно обратить внимание на послушание Иосифа. Неповиновение голосу Бога у нас может вызвать недоумение. Как можно неповиноваться прямому вмешательству Бога? Но библейское повествование описывает случаи, когда человек проявлял противоположное – пререкание, недоверие. Так было в жизни Лота и Гедеона, как это уже отмечалось выше. Послушание Иосифа – он встал, взял жену и пошел.
Обручившись с Марией, Иосиф обрек себя на проблемы. С момента обручения с Марией, его жизнь стала сплошным беспокойством. Что мужчина ожидает от семейной жизни? Ответ на этот вопрос прост. Семейный уют, женскую заботу, стабильность. Для своей возлюбленной, молодой человек готовит дом или квартиру. Жена в свою очередь обустраивает это жилище, наполняя уютом и покоем. Но не так было в жизни Иосифа. Вместо покоя он приобрел беспокойство. Вместо стабильности он приобрел кочевой образ жизни. Мог ли мечтать Иосиф о такой жизни. Но Бог вмешивается в привычный ход вещей и Иосиф без ропота покоряется. Он готов идти туда, куда укажет ему Бог. Внешне кажется, что Иосиф идет за Марией. Но таков взгляд поверхностен. Иосиф идет за Господом.
Свадебное путешествие в жизни Иосифа несколько затянулось. Около четырех лет Иосиф скитался, прежде чем он вернулся в Назарет. За это время он успел побывать в Иудее и Египте. Путешествие проходило в неблагоприятное время. В начале с беременной женой, затем с грудным ребенком. Сегодня, мы можем представить, какую реакцию вызывает подобная категория людей у местных жителей. Иосифу можно только посочувствовать.
В день рождения Иисуса, Вифлеемские пастухи услышали приветствие от Ангела, в котором звучало – «я возвещаю вам великую радость…». Для людей радость, но для супружеской пары – Иосифа и Марии жизнь начинала приобретать очертания скорбей. Младенец рожден и это радость, уже много перенесено в их жизни, но сколько еще ожидает впереди Иосифа и Марию. Жизнь праведника, как правило связана со скорбями – гонения, лишения, угроза для жизни. Но праведник живет не для себя, он приносит радость и благословение окружающим. Его жизнь для многих становится поддержкой в скорбях. Награда для праведника не на земле, а в вечности. Земля для праведника – это пространство для скитаний. Для отдыха праведника приготовлена вечность.
От Иосифа ожидалось, что он будет настоящим главой семьи. Иосиф должен был принимать решения. Господь повелевает – иди и делай, но Господь никогда не будет делать вместо человека. Господь будет с тобой, но от тебя необходимо, что ты сам будешь принимать решения. Иосифу необходимо было искать место для остановки в Вифлееме, дать имя ребенку, обеспечивать семью. Неверно думать, что если с Богом особые взаимоотношения, то Бог все будет делать за тебя. Бог дает мудрость и ясность как поступать в различных жизненных ситуациях и ожидает от человека соответствующих действий.
Как правило характер мужчины, особенно в тех вопросах которые касаются семейной жизни, глубоко эгоистичен. Заботясь о семье, по сути мужчина заботится о себе. Так было всегда. Когда муж приобретает стиральную машинку в подарок жене, он из этого извлекает благо для себя. Сэкономленное время жена будет отдавать семье. Мужчина глубоко переживает собственную несостоятельность, когда он не может обеспечить семью и в подобной ситуации жили Иосиф и Мария. Думаю, в жизни Иосифа было достаточно ситуаций, когда он мог чувствовать собственную несостоятельность и унывать при этом. Кроме этого муж, глава семьи ожидает что жена не будет самостоятельно принимать решения, касающиеся их совместной жизни и таковы принципы семейной жизни – муж глава, жена подчиняется мужу, отношения строятся но любви и подчинении. Повода для негодования у Иосифа и в этом вопросе было достаточно. Мария, как ты могла? Почему ты прежде не посоветовалась со мной принимая предложения Ангела? В семейной жизни подобную ситуацию муж может пронести через всю жизнь при случае напоминая об этом жене. Но Иосиф назван праведником. И его жизнь праведна и в семейных взаимоотношениях. Иосиф был сильным мужчиной. Он научился в своей жизни первое место отдавать для Господа. Если бы Иосиф наперед знал, какая жизнь его ожидает, что будет впереди – наверное он бы воспротивился Богу. Но Иосиф с кротостью принимает решение и делает. Господь приглашает: «следуй за мной», но это не означает, что путь будет легким. Легкий путь без Бога – по течению. Путь с Богом, это путь против течения, путь преодоления препятствий греха. Путь без Бога легкий, но путь с Богом – лучший. Биографии многих выдающихся мужей веры – свидетельство этому. Их жизнь была сопряжена с трудностями, но велика награда их. Вероятно в своей жизни Иосиф на многие вопросы не получил ответа. Иосиф не видел того, как Иисус вышел на служение, не слышал ни одной проповеди Иисуса, не видел ни одного чуда совершенного его сыном. Он с кротостью делал то, что требовал от него Бог. И это не было слабостью Иосифа – это было его силой. Сила заключается в том, что человек отдает первое место в своей жизни Господу. Иосиф был рядом и младенец Иисус был в безопасности. Бог вручил своего единородного Сына в руки двух маленких людей – Иосиф и Мария
|