Хотя человек (в особенности верующий) способен обрести знание о Боге и выразить это знание в построении систематической теологии, из этого не следует, что такое знание будет полностью соответствовать знанию Бога о Себе и о вселенной (совершенно уникальное знание). Скорее то частичное знание, которое человек – существо конечное и ограниченное имеет о Боге, опосредовано образами и символами (знание по аналогии), а также пропозициональными утверждениями (когнитивная, однозначная истина). Даже если мы, говоря о Боге, пользуемся «языком наглядных образов» (напр., «небесный Отец»), тем не менее наше знание о Боге имеет подлинный характер, поскольку аналогия охватывает сущность уникальной однозначной истины. Систематическая теология утверждает, что обрести знание о Боге и передать божественные истины возможно с помощью осмысленного повседневного языка.
Богопознание в высшей степени возможно по нескольким причинам:
1. Бог сущий открыл себя своим созданиям в откровении, полном глубочайшего смысла (1Кор.2:10)
2. Человек, сотворенный по подобию Божественному, - разумное существо, наделенное способностью размышления о том, что Бог вложил в его сердце и мысли (Иак.3:9)
3. Верующий христианин, «совлекшись ветхого человека… и облекшись в нового… обновляется в познании» по образу Создавшего его (Кол.3:10)
4. Христианин по действию Св.Духа способен к уразумению духовных истин (Пс.118:18; 1Кор.2:14,15)
Из этого следует, что теология становится богоугодым делом только в том случае, если христиане занимаются ею под водительством Святого Духа.
Теолог должен показать, что совокупность истин, которые он формулирует, опираясь на откровение, наилучшим образом соответствует свидетельствам последнего (откровения) и в большей мере отвечает запросам и нуждам верующих, чем построения других теологов.
«Бог дает нам истину в виде отдельных нитей, нам же надлежит соткать из них целое полотно» (Ориген)
История – богословская лаборатория, в которой можно проверять принимаемые или рассматриваемые теории. Люди нежелающие учиться на ошибках прошлого, неизбежно повторяют их. При внимательном рассмотрении некоторых «новых» идей в свете церковной истории мы обнаруживает, что они всего-навсего старые концепции, облаченные в новые одежды.
Богословие необходимо, поскольку правильные вероучительные представления крайне важны для взаимоотношений между верующим и Богом
Богословие необходимо, поскольку истина и опыт взаимосвязаны
Богословие необходимо, поскольку в наше время существует множество его заменителей.
Источники знания:
Наши нравственные и религиозные чувства
Нравственные переживания и религиозные чувства наших ближних
Естественный порядок вещей
Божественное откровение
Религиозное знание полученное из трех источников, представляет собой так называемое «естественное богословие»
Существует два основных вида проверки истинности знаний:
1) логическая проверка – это установление того, что наши знания не содержат в себе внутренних противоречий (одни фрагменты знаний не противоречат другим фрагментам);
2) опытная (практическая) проверка – это сопоставление наших знаний с наблюдаемой действительностью (с тем, что видим, слышим, осязаем)
Факторы влияющие на богословие:
1. Интеллектуальные способности личности
2. Образованность
3. Общество (нравственно и религиозное)
4. Мировоззрение человека
Невозможно быть хорошим богословом и плохим человеком
|